Законы танцевального жанра.
Это не страшилка для родителей, a идеальное
расписание, к которому стремятся все ночные
танцевальные клубы. Больше активных посетителей выше
доход. Расшевелить гостей клуба помогает король
танцпола диджей (или диск-жокей , что в переводе
означает оседлавший диск ). Его задача путем
сведения различных мелодий создать у гостей
приподнятое, радостное настроение, вызвать желание
танцевать. И он обязан сделать все, чтобы не
разочаровать их.
Казалось бы, чего проще? Стой себе за пультом, крути
диски та еще работа! В ответ на эту типичную фразу
профессионалы только смеются. Стоять самому по себе
нельзя. Диджей отгорожен от всех пультом. Тем не
менее, он, как антенна, должен быть постоянно
настроен на зал: улавливать состояние пришедших,
пытаться его расшифровать и в соответствии с
результатом выстроить свой сэт поставить именно те
пластинки, которые удержат их на танцполе. Если
учесть, что стандартное выступление диджея длится
два часа, можно представить, сколько эмоциональных
сил у него уходит. Ни один уважающий себя и публику
диджей не станет работать на домашних заготовках.
Творить по научному.
За ночь в клубе выступает 3-4 диджея. Тот, кто
играет первым (с 12 часов ночи), понимает: публику
сначала нужно разогреть. В прайм-тайм (2-3 часа
ночи) наступает пора самых динамичных, зажигательных
треков. Важно не снизить ритма, заданного предыдущим
диджеем, плюс набрать новые обороты. Нужны вариации
: два часа подряд танцевать под однообразный ритм
невозможно разве что на тематических вечеринках.
Крутить и микшировать (сочетать) пластинки целая
наука. Пока в зале звучит один трек, диджей в
наушниках прослушивает следующий и подгоняет его по
ритму так, чтобы один плавно перетекал в другой и не
было заметно между ними стыков. Сведение пластинок
тонкое, ювелирное дело. Совершенствоваться можно
бесконечно. В идеале все 30 треков, которые диджей
отыгрывает за сэт, должны звучать как одна большая
композиция. И конечно, знать до мельчайших деталей
всю аппаратуру, на которой работаешь (пульт,
вертушки и прочее), уметь обращаться с ней не хуже,
чем с пультом от телевизора - обязательно.
А на виниле круче!
Непосвященные думают, что профессионал использует
только на винил. Действительно, классика жанра
диджей, играющий именно на пластинках. Один только
вид человека с огромной тяжелой сумкой, под завязку
набитой конвертами, создает у публики особый
настрой. Но, винил стоит дорого (10-20 евро за
штуку), к тому же, на пластинку помещается всего
лишь одна композиция. С CD-дисками проще: купил
пустую болванку за 10 рублей, скачал на нее кучу
треков из Интернета и вперед. Среди профессионалов
до сих пор не утихают споры: можно ли считать
настоящим диджеем того, кто играет на CD-дисках? DJ
Andrey Energy считает, что можно: На чем играть,
диджей выбирает для себя сам. Многое зависит от его
финансовых возможностей. Бесспорно, на виниле
работать намного приятнее, чем на CD, поскольку ты
чувствуешь музыку, которую играешь, можешь
дотронуться до нее рукой. Многие совмещают винил и
диски, так как все новинки сначала выходят на
дисках, как промо-материал, и только потом на виниле
.
На одной волне.
Но умение слушать танцпол и безупречное владение
мастерством микширования еще не гарантируют восторг
публики и танцы до упаду. От провалов не застрахован
ни один мастер. Правда не всегда это его вина. Успех
у публики зависит от многих факторов: работы
предыдущего диджея, промоутеров, которые собирают
народ в клубы, даже от погоды за окном. Однако есть
и у нас профессионалы, которым под силу исправить
любое безнадежное настроение. Исключение составляет,
пожалуй, только тот случай, когда люди приходят в
клуб не потанцевать, а выпить чашечку кофе и
поболтать с друзьями. Тут уж ничего не поделаешь.
Вопреки распространенному мнению, диджею совершенно
не обязательно быть общительным человеком, профессия
по большому счету не совсем публичная. То, что
хочется сказать, он выражает через музыку. У него
нет задачи сделать шоу, но инициатива всячески
приветствуется. Одни скретчуют (вертят пластинки
руками в разные стороны). Другие устраивают
зрелищные выступления: например девушка-диджей
играет топлесс, кто-то надевает фриковый костюм или
красит волосы в безумные цвета. Но все же такой путь
выбирают не многие. Диджей не фокусник, а музыкант.
И чаще всего его узнают по индивидуальному
музыкальному почерку . Заблуждение считать, что чем
больше стилей играет диджей: house, techno, trance,
breaks, тем лучше, говорит DJ Andrey Energy. Обычно
так думают начинающие, которые ищут себя. На самом
деле, когда публика слышит имя диджея, она должна
знать, какая музыка будет звучать сегодня в клубе .
Вот почему настоящие профессионалы всегда
отказываются играть по заказу публики это дело
принципа и самоуважения. Зато у них нередко
появляются поклонники, которые специально ходят на
выступления и даже перемещаются за кумирами из клуба
в клуб. Приятно слышать приветствия, теплые слова,
делится впечатлениями DJ Sveta. А в те минуты, когда
удается настроиться на одну волну с залом, когда от
публики идет мощный отклик на твою музыку, возникает
состояние эйфории. Ради таких минут и стоит быть
диджеем .
Райдер для диджея.
Обычно диджей - резидент одного или нескольких
столичных клубов. Востребованных и популярных
специалистов приглашают на гастроли в другие города
России и даже в Лондон, Берлин, на Ибицу. В этом
есть свои плюсы и минусы. Для кого-то возможность
попутешествовать заветная мечта, а кто-то приходит в
ужас от дорожных неудобств. DJ Sveta: Конечно,
тяжело таскать 20-килограмовую сумку с пластинками
из клуба в клуб, тяжело сидеть по 8 часов в
аэропортах, когда задерживают рейс. Но в любой
профессии есть свои издержки. Кто хочет видеть
минусы, тот всегда их найдет. Лично я чаще вспоминаю
не трудности, с которыми приходится сталкиваться, а
свои удачные сэты. Приятно сознавать - ты
занимаешься любимым делом .
Чтобы иметь больше времени на чистое творчество, не
вдаваясь в такую прозу жизни, как согласование
гастрольного графика, транспортные хлопоты,
профессионалы работают с букинг-агентствами (booking
agency). букинг-агентства (booking agency). За
небольшой процент от гонорара эти компании
организовывают гастроли и при необходимости защищают
от недобросовестных заказчиков. Составляют райдер
документ, содержащий условия выступления и
требования к нему: технические (аппаратура, на
которой будут сводиться пластинки) и бытовые
(предоставление охраны, отдельное помещение для
подготовки к выступлению и так далее, вплоть до
наличии в гримерке газировки или фруктового сока). В
общем, все как у звезд кино или эстрады!
За вертушки становись!
Но в эту красивую жизнь еще нужно попасть. Вы
никогда не найдете предложение о работе для диджея в
банке данных вакансий. Кого-то замечают клубные
промоутеры, кого-то приглашают по знакомству. Но как
для первых, так и для вторых, главное безгранично
любить ту музыку, которую играешь и иметь чувство
танцпола. Теоретически сводить пластинки возможно
научить любого, а вот создать единое целое из
разрозненных мелодий это талант.
Можно крутить хиты и люди будут реагировать вяло, а
можно ставить малоизвестные композиции и все будет в
восторга. Конечное, многое приходит с опытом. Если
новичок, обескураженный холодным приемом, часто
начинает метаться из стиля в стиль в надежде хоть
чем-нибудь зацепить зал, то диджей со стажем умеет
просчитать, какая музыка придется по вкусу именно
этой публике именно сегодня.
Но и маститые профессионалы не останавливаются на
достигнутом. Каждый день появляется великое
множество новинок. Их нужно отслеживать: читать
тематические журналы, знакомиться с релизами на
сайтах магазинов или звукозаписывающих лейблов,
слушать обычное и Интернет-радио, посещать
выступления других отечественных и зарубежных
диджеев, записывать свои миксы, постоянно пополнять
свою коллекцию пластинок. У всех она разная, но
обычно счет идет на сотни штук.
Новички скачивают музыку из Интернета, в дальнейшем
покупают винил. Если ты работаешь, деньги
обязательно найдутся. В московских клубах за
двухчасовой сэт платят от 100 до 2000 евро.
Разумеется, если вы только что встали за вертушки,
на такие суммы рассчитывать не имеет смысла сначала
будут платить в среднем 500 рублей за сэт. Но,
во-первых, за ночь можно отработать в нескольких
клубах, а во-вторых, согласитесь, это отличный
стимул совершенствоваться.
В бой идут и старики.
И не надо думать, что все места под солнцем
давным-давно заняты. Клубов в Москве очень много,
клубная культура постепенно завоевывает популярность
и в других городах, российские диджеи начинают
выходить на мировой уровень. Опыт показывает - у
каждого есть возможность найти свою публику. Вкусы у
всех разные, единомышленники всегда найдутся.
Конечно, это не значит, что вас с распростертыми
объятиями примут в любой понравившийся клуб. Но
предпосылок прославиться еще молодым, затем долго
быть популярным - предостаточно. Не верьте тем, кто
говорит, будто в этой профессии, как в спорте, долго
не задерживаются. И на Западе, и в нашей стране есть
замечательные мастера, которым сейчас под 40 и более
(так называемые old school DJ ). Возраст не мешает
им оставаться в теме , играть интересную музыку,
гастролировать. Многие из них признаются, благодаря
такой работе они чувствуют себя совсем молодыми.
Нередко диджеи дорастают до сочинения собственных
оригинальных композиций, ремиксов и вливаются в ряды
профессиональных музыкантов, становятся еще более
известными
Как жалко, что профессия не для девушек, - скажете
вы.- Все знаменитые диджеи мужчины: Грув, Фонарь,
Спайдер, Фил .Действительно, еще не так давно
считалось: девушка-диджей как девушка за рулем, хуже
не придумаешь. Время показало, что это очередной миф
и кажется, последний. Они успешно выступают в
клубах. Некоторые могут дать фору многим ребятам, а
их сэты считаются более тонкими и эмоциональными.
Информация взята из сайта:
http://www.rdwmedia.ru/articles/article1557-print.html